Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Здоровье

Социализация здоровья и азы общения закладываются в младенчестве

Добавлено: 2009-02-06 10:19:09

    В исследовании М.В Рыбаковой (на примере Москвы) эмоционально-психическое состояние своего чада 21% родителей оценили как "очень спокойное"; 35% - "скорее спокойное, чем беспокойное"; у 33%; дитя  "скорее беспокойное, чем спокойное", а оценка  "очень беспокойное" - 11%. Причем, если принять деление (1-я группа – здоровые дети, 2-я – с   функциональными и морфологическими отклонениями,  З-я – дети со стойкими  отклонениями в состоянии  здоровья,  больные  хроническими заболеваниями) то со снижением здоровья увеличивается доля "беспокойных" детей. Так, во 2-ой  группе их на  - на 5% больше, чем в первой, а в  3-ей – на 30,5%.
   По мнению специалистов социальный  уровень  здоровья ребенка  закладывается с первых дней, и даже часов,  его жизни. В  идеальном варианте мягкая адаптация новорожденного к условиям жизни включает физический контакт с матерью. Такой ранний контакт - гарантия полноценного развития ребенка, а прикладывание младенца к груди матери в течение часа после его появле­ния на свет – бесценна  и для мамы и для ее малыша. Однако, в настоящее время  лишь 21,6% новорожденных  получают  такую возможность в  первый час своей жизни.
   Ношение младенца на руках и укачивание также необходимы - для полноценного развития его нервной системы и социально-психологического комфорта. Однако не укачивают своих детей  от 5,7% до 23,8% ; всегда укачивают - 59,1%. Совместный сон с мате­рью организован в 13,5% семей; с обоими родителями - в 15%. В первые ме­сяцы жизни 70% детей спят отдельно в своей кровати или в коляске, что противоречит, по мнению современных социологов  правилам мягкой социальной адаптации ребенка.
   Помимо физических прикосновений малыш нуждается в общении: во взглядах, мимике, ласковой речи, обращенной к нему. Разговаривать с будущим ре­бенком в период беременности начали 66% матерей, 31 % - делает это с первых дней жизни ребенка. Всего  лишь 3%  мам  начали общаться с 3-х -6-ти месячным малышом. 
   Ухаживая за  ребенком, 70,5% мам сопровождают свои действия словами, делают это практически всегда. Это очень помогает малышам в овладении ими ре­чью: только 13% малышей в возрасте от 8-ми месяцев до года не произнесли первое слово. Это радостное событие произошло у 53% детей к концу третьего месяца; у 37% - в 4-6 месяцев, и лишь у 10% - позднее 6 месяцев.
    Элементами социализации ребенка является и  общение ма­лыша с родителями в форме сознательной улыбки, это происходит, если ребенок здоров, уже с четырнадцатого дня его жизни.
   Приведены данные о связи эмоциональной насыщенности речи родителей и временем появления  его первой  улыбки. Кроме того, прослеживается связь между группой здоровья, к которой был отнесен ребенок и первой улыбкой: дети из I группы начали улыбаться в первые два месяца жизни в 2,5 раза чаще, чем остальные. Это одно из свидетельств связи физического  здоровья и социально-психологического развития ребенка.                      |
  Важнейшим компонентом социальной адаптации является грудное вскарм­ливание как основа взаимоотношений малыша с объектами внешнего мира. У ребенка в это время формируется чувство безопасности, продолжительность естественного вскармливания влияет на душевное спокой­ствие ребенка: чем дольше ребенок кормится грудью, тем спокойнее он ведет себя в первый год жизни. Важное значение  имеет  утоление рефлекса сосания, которому придавал большое значение 3. Фрейд. Неудовлетворение этого  рефлекса, считал психоаналитик, приводит к фиксации личности на ораль­ной стадии, что впоследствии оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств.
   Еще один  важный факт социализации - своевременная и правильная реакция родителей на плач ребенка. Для мягкой социальной адаптации важно, чтобы у малыша сформировалась уверенность в надежности окружения и благоприятное впечатление о мире, поэтому ни одна его просьба о помощи, выражаемая в  форме плача, не должна остаться без внимания. По данным  опроса,  мамы 37,5% малышей незамедлительно идут на помощь ребенку, как только тот заплачет; 33% мам ждут некоторое время, пока он сам не успокоится, а если этого не происходит, подходят к нему; 29,5% матерей реагируют на плач по-разному в зависимости от пово­да - либо устраняют причину плача и успокаивают малыша, либо ждут, пока он сам успокоится. Характерно, что среди очень спокойных детей 63% незамедли­тельно получали материнскую помощь; 22,2% - через некоторое время и 14,8% - в за­висимости от причины. Среди скорее беспокойных и очень беспокойных оказывались  дети, которые реже получали немедленную помощь ( соответственно порядка  30% -  40%).
   О результатах социализации детей первого года жиз­ни  (наряду с первой улыбкой  и развитием  речи) говорит и такой  параметр  как отнесение малы­шом людей к группам "мы" - "они", которое начинается  с трех-четырех месяцев. В целом, уже  к 5 месяцам 70% детей отли­чают близких людей от незнакомых,  чужих.
   Такие первые плоды социализации ребенка, как подражательное поведение, ак­тивная игра с игрушками и различными предметами, реакция на свое имя, признаки стремления к познанию, можно увидеть уже в полугодовалом возрасте. В это вре­мя подражание (имитация) - первая стадия развития личности, способствующая, по мнению психологов, формированию на основе взаимоотношений с другими людьми человеческого "Я" как  социально­го продукта . Развитие в виде повторения действия взрослых появляется у 42,5% детей; реагируют на свое имя - 65%; проявляют стремление к по­знанию 55% малышей. Причем существует корреляция между возрастом, с которого ребенок слушает детские песни и сказки, и развитием познавательного стремления - чем раньше ему начали читать, петь песни, тем в более раннем возрасте родители от­мечают у своих детей проявления любознательности.
   К 11-12 месяцам в процессе социализации ребенка наступает наиболее интенсив­ный период. Он вступает, по  Эриксону, в стадию "автономии", что про­является в способности детей к самостоятельным занятиям. По результатам  опроса, 70% детей в возрасте 11-12 месяцев уже могут некоторое время чем-либо са­мостоятельно заниматься. Примерно к году 81% детей самостоятельно пьют из чашки. Однако, есть ложкой 51% годовалых детей еще не пытается. Мамы объясняют это тем, что им "легче и быстрее самим накормить ребенка, особен­но, когда ребенок плохо ест", чем дать ложку ему в руки и "ждать, когда же он, нако­нец, справится с этой задачей".
  К годовалому возоасту  у ребенка развивается ( если это еще не произошло ранее)  способность к подражанию. 96% детей уже выполняют простые просьбы родителей, малыш частично овладевает сюжетно-ролевыми играми, например, кормит куклу. Расширяется его словарный запас, то есть активно идет становление его личности в речевой сфере социализации. Это позволяет констатировать: социализация ребенка проходит успешно. Отмечено, что  критерии социального развития полностью соответствуют  возрасту ребенка в 17,3% случаев; 44,4% детей образуют группу, процесс социали­зации которых идет достаточно успешно, то есть их уровень адаптации на 70-80% со­ответствует возрастным нормам социального развития. Однако выделена и  довольно боль­шая группа детей (38,3%), социальное развитие которых идет с явным запозданием - по своему психосоциальному развитию они отстают от сверстников на 3-5 месяцев. При этом развитие в 3-ей группе прослеживается связь стойких отклонений в состоянии здоровья с запаздыванием социального развития: например, улыбаться родителям они начинают в 4 месяца, гулить - к 5-6-ти, реакция на свое имя у них появляется в 10-11 месяцев и т.д.
   По  мнению специалистов, общественные усилия в вопросе формирования активной се­мейной позиции в области сохранения и укрепления здоровья детей в первую очередь должны быть направлены на изменение ценностных оценок современных родителей -  воспита­ние у каждого  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окру­жающих как к самой большой ценности. Необходимо  обучение родителей позитивным спосо­бам и методам формирования здоровья детей,  повышение ответственности родителей  за индивидуальное развитие и здоровье детей, так как именно в семье в наибольшей степени осуществляется функция "здоровой социализации" ребенка,  приучение его с раннего детства к законам общежития.

 

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.175 сек..