Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Психология

Азы психологии воспитания дошкольника, под знаком демократии

Добавлено: 2009-03-24 11:28:16

    Психологический микроклимат в семье и детском  учреждении, стиль общения родителей в кругу семьи и друзей, психолого-педагогические  особенности  взрослых в окружении ребенка служат  основой для подражания, а впоследствии – сознательного  выбора образца  поведения в социуме.
    Исследователи психологи установили, что   многие родители не задумываются обо всем этом, том числе и о   правах   ребенка (*на  поддержку и развитие индивидуальности;*на сохранение психологического комфорта ; * на чувство защищенности). . Некоторыеродители заботятся только о материальной обеспеченности своих детей, оставаясь равнодушнымик детским интересам иувлечениям. Нередко встречаются семьи, где каждый ее член живет своей жизнью,не уделяя достаточного внимания воспитанию детей.
   Осведомленность родителей об особенностях змоционального мира детей часто оставляет желать большего. Ответственным родителям следует постоянно работать над собой и не бояться  обращаться за помощью к детским психологам. Некоторые «наработки » последних  предлагаются  далее Вашему вниманию.
   Целью активных  форм работы  детского психолога  с родителями  является изменение сознания родителей, овладение  заповедями, которые обеспечат им правильные взаимоотношения с детьми, а именно:
• общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка;• необходимо учитывать право ребенка на собственное мнение;
• при общении с детьми не угрожать и не обещать ребенку наград, а старать­ся сделать так, чтобы у детей не возникло мнение, что вы им не доверяете;
•умейте слушать, слышать собеседника, не перебивая его.
     Овладение родителями указанными заповедями позволит обеспечить им сопровождение естественного развития собственного ребенка, сформировать в нем полноценную личность.                                        
    Психологи дошкольных учреждений (с учетомправа ребенка наиндивидуальное развитие) строят свою работу  с детьми на основе понимания естественных механизмов развития ребенка, организуют взаимодействие с детьми, как сопровождающее, раскрывающее эти естественные механизми. При этом делается все  для    того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение */. Следует  научить ребенка управлять своими эмоциями, поведением, воспитивать в нем доброту и любовь к ближнему. Заложить в каждом ребенке основы позитивного  мышления, здорового образа жизни;
    В некоторых детских учреждениях ведутся практические занятия-тренинги с детьми старшего дошкольного возраста для  формирования коммуникативних навыков общения. На основе диагностики уровня развития коммуникативных способностей детей, змоционально-волевой сферы, разрабатывается план практических занятий с детьми по нескольким направлениям.
   1/ Серия занятий направлена на познание ребенком себя, тела, чувств, эмоций.На занятиях-тренингах  каждый ребенок должен научиться прислушиваться к своим ощущениям, змоциям. Очень нравятся детям задания послушать себя и нарисовать, какое чувство живет в их сердце. В начале такого занятия рассматриваем домики, где живут чувства, определяем, какого  цвета может быть радость, грусть, страх, любовь, нежность, обида... Дети с удоволствием выбирают фигурки и с помощью цвета показывают свое чувство, разукрашивая сердечко в центре фигурки.
   2/Весьма ценньми являются занятия, направленные на формирование умения детей общаться с другими, понимать язык жестов, взглядов, прикосновений. В результате игр-тренингов, каждый ребенок овладевает умением свободно чувствовать себя в коллективе сверстников, предугадывать намерения ребят, понимать  их чувства и желания.
   3/ Чтобы научить ребенка уважать себя и других людей, развить чувство собственного достоинства, проводится серия занятий-тренингов «Я» и «я». В процессе таких занятий дети получают ответы на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Они учатся оценивать свои поступки. Игры, используемые в серии «Я - сам», помогают детям научиться видеть и понимать себя, свой внешнийи внутренний мир.
   4/  Весьма значимы также игры, направленные на развитие у ребенка умения осознавать свои желания, понимать, что настроение зависит от  ситуаций и от его желаний.  Вот такое осознание ребенком самого себя помогает взрослому-педагогу обеспечить индивидуальный подход в естественном развитии каждого ребенка.
    В процессе проведения игр- тренингов необходимо «на равных» входить в деятельность детей,  становясь и наблюдателем, соучастником, и своеобразным исследователем,  направляющим эту деятельность изнутри. Следует так подбирать материала, чтобы при его подаче принимал поставленную задачу, как свою собственную, и  чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было бы варьировать всем остальным материалом, заданиями - инструкциями, местом временем,проведения занятия, исходя из возможностей, потребностей, настроения ребенка.
    Ученые утверждают, что личность развивает только воспитание, которое предоставляет ей свободу поиска и право на собственный выбор. Оптимальным является такое развитие ребенка, которое осуществляется в соответствии с его споснобностями и  реальными интересами. При этом  надо помнить о ранимости детской психики - нельзя форсировать развитие и перегружать нервную систсму ребенка. Важно научиться умело поощрять, стимулировать активность ребенка и  так организовывать процесс общения, чтобы предлагаемые проблемные ситуации, возникшие как бы случайно, в процессе работы с ребенком, требовали напряжения его интеллектуальных сил, зажигали огонек любознательности, интереса, желание понять, отгадать и решить проблему. Радость нового «открытия» дарит ребенку заряд положительных змоций, радость победы, побуждает его к новой деятельности с верой в собственные силы. Таких требований к организации взаимодействия работы   взрослого с ребенком следует придерживаться при формировании поведенческих навыков, змоционального мира, опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
   Итак, для обеспечения естественного развития маленького ребенка необхо­димо:
•ранняя диагностика особенностей личности ребенка, его змоционального мира, познавательных способностей;
•разработка индивидуального «маршрута» естественного развития каждого ребенка на основе поддержки индивидуальности;
•обеспечение преемственности, взаимосвязи специалистов, родителей в воспитании детей;
• коррекционно-развивающая работа, которая заключается в том, чтобы нау­чить детей слушать себя, свои чувства, уметь управлять ими на уровне дошкольного возраста и упражнять в овладении навыками контролируемогоэмоционального поведения.
  Только при условии слаженного взаимодействия всех взрослых-воспитателей возможна реализация проблемы сопровождения естественного разви­тия маленьких детей, которая позволит предупредить возможнне психологические срывы, затруднения в воспитании-обучении маленьких детей. Необходимо обеспечить коррекцию в развитии личности, а также прогнозировать достижения ребенка в ближайший  период развития.

 

 

- - -

 

 

*/Опыт работы  с детьми показывает, что ребенок быстрее приобретает плохие привычки,быстрее овладевает отрицательными навыками и  способами неадекватного поведения - ведь ребенок является невольным свидетелем споров, ссор, негативних образцов поведения взрослых и подобных примеров из области СМИ ( в том числе детские передачи, мультфильмы, с их агрессией и  приемами  негативного общения между  героями).  Высокая змоциональная восприимчивость способствует тому, что ребенок легко впитывает образцы подобного поведения.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.329 сек..