Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Социум

Святая Троица в основных мировых религиях и православии

Источник: А Безант Эзотерическое христианство,- М., 1991
Добавлено: 2012-11-04 23:13:36

  Идея Слова,  Логоса была всемирной  и  составляла  часть идеи Божественной  Троицы. В Индии философы говорят о проявленном Брахмане как о Сат-Чит_Ананда, что означает  Бытие, Разум и Блаженство. В популярном изложении Проявленный Бог есть Троица: Шива – Начало  и  Конец; Вишну –Хранитель; Брама -  Создатель  вселенной. Учение Зороастра дает такую же Троицу: Ахурамазда, Великий, Первый …; затем «близнецы», двой­ственное Второе Лицо — ибо Второе Лицо св. Троицы всегда двойственно (Эта идея выродилась в наше время в противоборствующих Бога и Дьявола) и третье Лицо, Вселенская Мудрость, Армаити. В Северном Буддизме мы находим Амитаба, беспредельный Свет; Авалокитешвара, источник воплощений и Манджусри, Мировой Разум. В Южном Буддизме идея Бога замерла, но с многознача­щим упорством Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежи­ще, это — Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание). Но и сам Будда почитается иногда как Троица; на камне Будда Гайя сохранилась надпись, посвященная Ему как воплощению Вечного, и там сказано: «Ом! Ты еси Брама, Вишну и Махэша (Шива)... Я поклоняюсь Тебе, который превозносится в тысячи именах и под разными формами, во образе Будды, Бога Милосердия» .
     В  угасших религиях находим ту же идею Троицы. В Египте она была преобладающей во всем религиозном культе. «Мы имеем в Британском Музее иероглифиче­скую надпись, относящуюся к царствованию Сенэка, в восьмом столетии до христианской эры, показывающую, что учение о Троице составляло часть их религии» . То же было и в эпохи гораздо более отдаленные. Ра, Озирис и Горус представляли собой Троицу, пользовавшуюся ши­роким признанием; в Абидосе поклонялись Озирису, Изиде и Горусу; в иных местах им  поклонялись под другими именами, а треугольник был повсеместно употребляв­шийся символ Троичной Ипостаси. Основная идея Боже­ственной Троицы, какие бы имена ей ни давались, выяс­няется в изречении, цитируемом из Маруфо, древнего оракула, который, осуждая гордость Александра Велико­го, говорит: «Прежде Бог, затем Слово, и с ними Дух» .
    В Халдее Божественная Троица носила названия Ану, Эа и Бэл; Ану — Начало всего, Эа — Мудрость, Бэл — творческий Дух. Относительно  Китая Уильямсон замеча­ет: «В древнем Китае императоры имели обыкновение приносить жертву каждые три года "Тому, кто един и троичен". Существовало китайское изречение: "Фо — единое Лицо, но имеет три формы"... В возвышенной фи­лософской системе Китая— таоизме — Троица определя­ется так: "Вечный Разум произвел Одного, Один произвел Двух, Два произвели Трех, а Три произвели все вещи"; это, по мнению Ле Конта, "показывает, что они имели не­которое знание относительно Троицы» .
     В Христианской доктрине Св. Троицы мы находим полное согласие с остальными вероучениями относитель­но роли трех Божественных Лиц; слово Лицо или Лик происходит от слова Личина, то, что прикрывает, маска Единого Существования, Его Самораскрытие в трех фор­мах. Отец — Начало и Конец всему; Сын — двойствен по Своей природе и есть Слово или Мудрость; Святой Дух — Творческий Разум, который носился над хаосом перво­зданной материи, организуя ее в материалы, пригодные для построения видимых форм.
     Это тождество функций Св. Троицы, хотя они и появ­ляются под различными именами, доказывает, что мы имеем дело не с одним внешним сходством, а с выражени­ем внутренней истины. Эта троичность проявляет собою нечто, что можно проследить в природе и в эволюции, и если понять это нечто — и внутренний рост человека, и все ступени его развивающейся жизни осветятся новым пониманием. Далее мы находим, что на всемирном языке символов Три Лица имеют определенные эмблемы и мо­гут быть узнаны по ним, несмотря на все различия форм и имен.
    Есть еще одна сторона, которую мы должны помнить, прежде чем кончим с экзотерическими утверждениями относительно Св. Троицы — это связанное со всеми пере­численными Троицами четвертое основное проявление, Сила Творца, и оно всегда выражается в женской форме. В Индуизме каждое Лицо Троицы имеет свою проявлен­ную Силу, образуя таким образом в общем шесть аспек­тов; Единый и эти шесть аспектов составляют в Индуизме священное Семь. Во многих Троицах появляется женский аспект, всегда имеющий отношение ко Второму Лицу и тогда возникает священная Четверица.
    Теперь перейдем к внутренней истине.
   Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень Всего, Верховный Отец. Слово Воля или Могущество более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо пока нет Воли для прояв­ления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Можно утверждать, что вселенная имеет свои корни в божествен­ной Воле. Затем следует второй аспект Единого — Муд­рость; Воля руководима Мудростью и потому написано,  что «без Него ничто не начало быть, что начало быть»; Мудрость двойственна по своей природе, как мы сейчас увидим. Когда аспекты Воли и Мудрости проявлены, тре­тий аспект должен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными — Творческий Разум, божествен­ное Мышление в Действии. Еврейский пророк говорит: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» . Здесь ссылка на все три функции совершенно ясна . Все Три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разоб­щить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. В первой Сущности Воля, Могущество преобладают как отличительное свойство, но и Мудрость и Творческая Деятельность также свойственны Ей; во Второй Сущности Мудрость преобладает, но Ей также присуща и Сила, и Творческая Деятельность; в Третьей — Творческая Деятельность преобладает, но и Сила и Мудрость также имеются в Ней. И хотя употреб­ляются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени в порядке Само­раскрытия, но в Вечности они соравны и взаимно зависи­мы, «Ни Один не больше и не меньше Другого» .
  Св. Троица есть божественное Я (Self), божественный Дух, проявленный Бог, Тот, «Который был, есть и гря­дет» и Она же — корень основной троичности в жизни и в сознании.
   Но мы видели, что есть и четвертый аспект, или в не­которых религиях — вторая Троица: женская, Мать. Это — То, что делает проявление возможным, То, что в Едином составляет корень ограничения и раздельности и что в проявленном виде называется Материей. Это — Божест­венное Не-Я, Божественная Материя, проявленная При­рода. Рассматриваемая как Единство, Она является Чет­вертой, делающей возможной деятельность Трех; Она — Поле их воздействия; благодаря Ее беспредельной разделимости Она в одно и то же время и «Раба Господня» и Его Мать, дающая Свое естество для образования Его Те­ла, вселенной, когда Его сила «осеняет Ее» . Если рас­смотреть внимательно Ее свойства, окажется, что и Она так же троична, существует также в трех неразделимых аспектах, без которых Она не могла бы быть. Эти аспек­ты: Устойчивость, Инерция или Сопротивление — Дви­жение и Ритм, три основные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным и потому они рассматривались как проявленные Силы Троицы. Устой­чивость или Инерция дают основу, опорную точку для рычага; затем возникает Движение, но оно могло бы про­извести лишь хаос; и тогда появляется Ритм, который за­ставляет Материю вибрировать, делая ее способной сла­гаться в формы. Когда все три свойства находятся в равно­весии, тогда материя Едина, тогда она — Девственная Материя, бесплодная. Но когда Сила Всевышнего осеняет Ее и дыхание Духа прикоснется к Ней, свойства ее выхо­дят из равновесия и Она становится божественной Ма­терью миров.
         Первое взаимодействие происходит между Нею и Третьим Лицом св. Троицы; его воздействием Она стано­вится способной дать рождение форме. Затем проявляется Второе Лицо, оно облекается в подготовленную таким об­разом субстанцию и становится Посредником, соединяя в Своем Лице Дух и Материю, Прототипом всех форм. И только через Него раскрывается Первое Лицо, как Отец всех Духов.
    Теперь можно увидеть, почему Второе Лицо Духовной Троицы всегда двойственно; Оно облекает Себя в Матрию, в которой две стороны Божества являются в соединении, но не как одно. Отсюда Оно и Мудрость, ибо Мудрость со стороны Духа есть Чистый Разум, который познает себя как Единое Я ((Self) и все вещи познает в этом Я; а со стороны Материи Оно есть Любовь, удерживаю­щая все бесконечное разнообразие форм в соединении и делающее из каждой формы единство, а не простое скопление частиц — та основа притяжения, которая содержит все миры и все, находящееся в них, в полном порядке и равновесии. Это и есть Мудрость, о которой сказано, что она  «с могуществом и нежностью устрояет все вещи»,  которая поддерживает и сохраняет вселенную.
    В мировых символах, встречающихся во всех религиях, Точка — то, что имеет лишь положение в пространстве, — была принята как символ Первого Лица св. Троицы. По поводу этого символа св. Климент Александрийский замечает, что если совлечь с данного тела его свойства, затем глубину, затем ширину, затем длину, «точка, которая останется, есть единица, имеющая положение в пространстве;  и если мы упраздним  и положение, получится понятие  единства». Она как бы светится  из беспредельной  Темноты, Точка Света, центр будущей вселенной,  Единица, в которой  все существует нераздельно; материя, из которой образуется вселенная, поле Его деятельности, обозначается выступлением вперед и возвращением назад вибрирующей во всех направлениях Точки, образующей таким образом обширную сферу, ограниченную Его Во­лей, Его Силой. Это и есть создание «земли Его Силою», о котором говорит пр. Иеремия. Следовательно, полный символ представляет собою Точку в центре сферы, и его изображают обычно Точкой внутри круга. Второе Лицо символизируется диаметром этого круга, линией, означающей полную вибрацию Точки. Линия эта одинакова по всем направлениям сферы; она делит круг на две час­ти, указывая на двойственность Второго Лица, на то, что в Нем Материя и Дух, которые в Первом Лице составляли единство, разделились видимо на два, хотя и остались со­единенными. Третье Лицо символизируется Крестом, об­разуемым двумя диаметрами, пересекающимися под пря­мым углом внутри круга; горизонтальная линия Креста отделяет верхнюю часть круга от нижней части. Это — Греческий Крест.
    Когда Троица изображается как Единство, Ее симво­лом служит Треугольник, или вписанный в Круг, или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольника­ми, переплетенными между собой, Троица Духа с верши­ной, обращенной вверх, Троица Материи с вершиной, об­ращенной вниз; а когда треугольники окрашены, первый получает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй — черную или темный оттенок иной окраски.
    Эти символы указывают на ход космического процес­са. Единый стал Двумя, Двое стали Тремя и — возникла Троица. Часть Материи вселенной, отделенная от осталь­ной, ожидает действия св. Духа. Это и есть «в начале» Библии, когда «Бог сотворил Небо и Землю» и утвержде­ние, поясняемое далее повторяющимися словами, что Он «полагал основание земли» ; здесь мы имеем выделе­ние материала, но земля еще в состоянии хаоса, «безвид­на и пуста» .
    Вслед за тем возникает воздействие творческого Разу­ма, св. Духа, который «носился над водой», по великому океану материи. Таким образом, первая деятельность, принадлежащая Ему, хотя Он и является Третьим Ли­цом; это обстоятельство большой важности и его нужно понять.
    В Мистериях Его деятельность была представлена как приготовление мировой материи, образование атомов, со­единение их в агрегаты и группировка последних в эле­менты, а этих, в свою очередь, в газообразные, жидкие и плотные соединения. Этот процесс относится не только к знакомой нам физической материи, но и ко всем более тонким состояниям материи в невидимых мирах. Затем, как «Дух Разумения», Он установил формы, в которые должна была облечься уготованная Им материя; Он не построил их, а лишь актом Творческого Разума дал Идеи, небесные прообразы, как их называют иногда. Это и есть Его задача, о которой написано, что Он «распростер небе­са своим Разумением» .  
    Деятельность Второго Лица следует за работой Треть­его. Оно «Мудростью Своею установило мир, построив все планеты» и все. что существует на них, и «все через Не­го начало быть» . Оно — организующая Жизнь.миров и все существа имеют корни в Нем . Жизнь Сына, прояв­ленная в материи, уготованной св. Духом (снова великий «Миф» о Воплощении), есть та Жизнь, которая строит, предохраняет и поддерживает все формы; ибо Он есть Любовь, притягивающая Сила, которая дает внутреннюю связь формам, делает их способными расти, не распадаясь на части; Он же — Охранитель, Вседержитель, Спаситель. Вот почему все должно покориться Сыну , все должно соединиться в Нем и почему «никто не приходит к Отцу как только через Него» .
    Ибо деятельность Первого Лица следует за деятельнос­тью Второго, как деятельность Второго следует за работой Третьего. Первому Лицу дают название «Отца Духов» , «Бога Духов всякой плоти» и Ему принадлежит дар боже­ственного Духа, истинного Я в человеке. Человеческий дух есть излияние божественной жизни Отца, излитая в сосуд, приготовленный Сыном из материалов, оживотворенных Духом Святым. И этот Дух, живущий в человеке, будучи от Отца, от Которого произошли Сын и Св. Дух, — являет со­бой единство, подобное Ему, с тремя аспектами в Одном, и потому истинно, что человек сотворен «по образу и подобию Его» , и благодаря этому способен стать «совершенным, как совершен Отец наш Небесный» .
     Таков космический процесс, повторяющийся в челове­ческой эволюции: «как вверху, так и внизу».
     Троичный Дух в человеке, будучи сходен с божествен­ным, должен иметь и его свойства, и  мы действительно своего тождества, не теряют памяти Своего прошлого, всего, что Они испытали в своем долгом восхождении на вершину достижения. Подобное Само-сознающее Суще­ство может спуститься из Лона Бога и проявить Себя как человек для помощи миру. Он сохранил в себе союз Духа и Материи, двойственность Второго Лица Св. Троицы и поэтому Он в состоянии вновь облечься в физическое тело и снова стать Человеком; вот почему все божественные Воплощения во всех религиях связаны со Вторым Лицом Св. Троицы. Природа Посредника — Его особенность, и она составляет связующее звено между небесной и земной Троицей; «с нами Бог» называли Его всегда.
      Подобное Существо, совершенный плод прежней все­ленной, может появиться в нашем мире со всем совершен­ством Своей божественной Мудрости и Любви, со всею памятью Своего прошлого, способный в силу этого стать помощником для всех живых существ, знающий каждую ступень эволюции, так как Он пережил их все, способный помочь в каждой нужде, потому что Он испытал все: «Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и иску­шаемым помочь» .
    Возможность божественного воплощения кроется в че­ловечности, через которую Он прошел; Он, поднявшийся на вершину, спускается в земной мир, чтобы помочь дру­гим подняться по пройденным Им ступеням лестницы. И по мере того, как мы начинаем понимать эти истины, и уясняем себе до некоторой степени значение св. Троицы как вверху, так и внизу, тогда то, что было для нас рань­ше трудно постижимым догматом, становится живой и вдохновляющей истиной. Лишь благодаря Троице, сокры­той в глубине человеческого духа, делается постижимой его эволюция, и мы начинаем понимать, почему в челове­ке развивается сначала интеллект, а затем уже жизнь Христа. На этом факте основан мистицизм и наша уве­ренность, что мы можем познать Бога. Так учили Мудре­цы всех времен, и когда мы вступаем на указанный ими Путь, мы убеждаемся, что их свидетельство истинно.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.059 сек..