Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Калейдоскоп фактов

Творческий процесс как путешествие во времени

Источник: архив И.К. Цикунова
Добавлено: 2012-12-13 22:16:54

1. Параллельная работа  с искусственным интеллектом и естественным.

- разработка  систем ситуационного причинно-следственного моделирования развития науки и техники (и других социальных процессов  на основе многоэтапных экспертных оценок

- методика работы с экспертами с целью вынуждения их  формированию знаний о возможных путях развития науки и техники (или возможных сценариев развития  социальных процессов .

- согласование мнений экспертов     

        - как по  содержанию понятий    

         - так и по корректности причинно-следственных связей.

 Основные проблемы

 

 

1. Автоматизм и, как правило, неосознанность первого причинно-следственного  шага

- завтра будет то же, что сегодня (может чуть получше, или похуже)

- на вопрос «почему»? Какие причины это определяют? -

- серьезные затруднения в формулировках 

- ! Сравнение с метеопрогнозом. 

2. Трудность восприятия  и осознание  второго  причинно следственного шага: что будет, если произойдут некоторые конкретные события? Или, что необходимо сделать (что должно произойти) для реализации конкретного события? _

   ! Пример- Что надо сделать, чтобы Ваш сын (дочь) поступили в институт?

- разные варианты

- разные способности

- разные условия

- Что надо сделать, чтобы купить хороший      автомобиль?

- деньги, но не только!

-  разные компромиссные  варианты.

       !сравнить со сложностями социальных вопросов

3) Практически полное, активное неприятие 3-го причинно- следственного шага. т.е, что произойдет в результате следствия наступивших завтра событий?

! -рассуждения Шерлока Холмса теряет смысл на  3-ем  шаге.                   

 

 

 

 

2. Какие возможности естественного интеллекта моделируются искусственным, какие нет.

    - логический вывод:

- причина-следствие: (действие выброшено потому что нет средств отображения)  принцип "черного ящика", его сильные и слабые стороны 

- экспертные системы            

- построение  системы понятий:          

- фреймы

- лингвистические и переводческие системы

- распознавание образов (в том числе    «зрительных»

  не моделируется:

- получение новых знаний

- отображение новых знаний на систему понятий

 3. Три основных информационных процесса:

- процесс действия ( причинно-следственный процесс)

содержит

 

 

         причина действие следствие;

      имеет протяженность во времени (t 1àt 2),

      сложность фиксирования и описания действия

           - сложности записи танцев в хореографии

           - «если кто учился танцевать

                   - через статику позы) и "умение сменить       позу" к динамике.

        Восприятие движения человеком:

              - почему мы видим мультипликацию

              - фотоаппарат "видит" смазанное движение, чело­век. как правило, не  видит (эффект остановки кадра в кино - видны дефекты), т.е, человек ви­дит не изображение, а образ:

          причина -> образ -> следствие;

  - Процесс формирования структуры понятий

           - родо-видовые отношения

           - часть - целое

            - разные виды субординации

            - отношения между структурами (в том числе  процедурные

            - примеры: все это структуры знаков:

               фреймы; формальные языки и т.д.

 

   - передача     информации(смысла)  из процесса действия в

     структуру понятий  и управление этим процессом -  обратная связь

- отсутствие внимания к этой проблеме??

                                              -  основное внимание:

                                                передача сообщения из знаковой системы     в

                                                 знаковую

                                                 - отсутствие проблем с переводом в      формальных            языках и наличие проблем в    

   естественных:

естественные языки - это более чем знаковые системы - они содер­жат средства выделения и передачи информации из процесса действия в систему понятий.

- сложности физической  организации взаимодействия на примере паровоза,

-этапы взаимодействия (по схеме)

       -  распространенность процедуры в    пространстве и

           времени

- управление передачей информации

          -при  передаче в знаковых системах можно без

             управления, т.к. согласование понятий производится

              до передачи информации ;

- для передачи из процесса действия  в систему понятий должно быть управление для организации взаимодействия, т.е. обратная связь.

4. Отсутствие внимания к обратной связи в формальных системах.

- обратная связь в технике

- проблемы с  обратной связью в формальных системах.

5. Виртуальная обратная связь  в дискретных системах (по схеме)

           - использование прогнозной процедуры

           - манипуляция со временем для реализации обратной связи

           - три масштаба времени;

                           - время обновления системы понятий

                            - время существования динамического знания (время

                                        возможного взаимодействия)

                             - время, отражающее динамику входных данных.

6. Творчество как пересмотр парадигмы

   -  закономерности развития  научно-технических идей

    - насыщение парадигмы  (причина совпадает со следствием) –

       отсутствие новой информации, т.к. прогноз не работает

- стандартный прием - увеличение базы прогноза,

                       т.е, путешествие в прошлое до точки возникновения парадигмы

                        -  выбор новой парадигмы на основе имеющеюся

      опыта

   - примеры: паровоз - тепловоз – электровоз; винтовой

самолет - реактивный и т.д.

7. Принципы творчества:

 

 

       - объективная обусловленность парадигмы.

           При выборе новой парадигмы ее отличие от предыду­щей должно быть объективно обусловленной и не следовать только из формальных построений

       - Принцип ситуационной неопределенности

                При  стабилизации системы понятий уменьшается время адекватности   динамических знаний и, как следствие, нарушается передача информации из процесса действия:

появляются артефакты. При попытке максимально обеспечить воспроизводимость исследования, т.е. чрез­мерно увеличить время адекватности динамичных зна­ний возникает излишняя неопределенностъ системы понятий.

- Принцип прогнозного сопровождения

       При взамодействии процесса действия  и системы  понятий 

      возникает тенденция подмены новой информа­ции ее 

      прогнозом из динамического знания.

- Принцип локальной неадекватности

      При исследованиях в рамках объективно обусловленной парадигмы некоторая неопределенность системы поня­тий всегда будет иметь  место. Задача – уменьшить ее до приемлемого   уровня с помощью манипулирования вре­менем обновления системы понятий и временем адекват­ности динамического знания.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.06 сек..