Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Калейдоскоп фактов

РУССКИЕ В США: «красный звон»

Автор: N.Gavr
Добавлено: 2007-12-06 14:35:10

    В ноябре 1969 г.,  в ответ на запрос о русских  колоколах в США, был получен  ответ из Гарвардского  университета: все 18 звонов, которые    были  привезены из Москвы,  до сих пор существуют   и   «используются по воскресениям, а также особым случаям, например, начало учебного года».

     Много веков назад   монастырь в западно-европейском  городе  Мехелен  (Малин) славился замечательным звучанием колоколов. С тех пор сохранилось название «малиновый звон». В России, понятно, почему (вспомним хотя бы  эпическое «красно солнышко» или «красна девица») этому звону соответствует «к р а с н ы й»... А пре к р а с н а я  музыка колокола  шагнула за океан благодаря гениальному московскому звонарю и композитору Константину Сараджеву.
   Это случилось потому, что его искусство  настолько поразило приезжих американцев, что их усилиями осуществилось путешествие 18-ти русских колоколов:  они  «по спецзаказу»  были отобраны чудо-звонарем для колокольни Гарвардского университета в Кембридже. Но, к величайшему сожалению, еще 17 колоколов, которые должны были завершить гармоничный подбор, не смогли прибыть к месту назначения. Сохранился, лишь перечень со схемой размещения, составленные самим Сараджевым. Совпадение недоразумений  и печальных собстоятельств помешало организации  концертной колокольни – как   в США, так и  в Москве.      Мечте уникального композитора-звонаря  не суждено было сбыться в минувшем столетии.
    Теперь сделаем отступление от звонов  - в сторону  цветомузыки,
 «идеологом» которой является  русский композитор  Александр Скрябин. Известно, что в  1913 году он же записал «Торжественный колокольный звон» (запись, к сожалению,  утеряна). И вот что примечательно: гениальный звонарь Сараджев, с его уникальным слухом,  усмотрел сходство  «индивидуальности» Большого колокола в Елохове» со многими  произведениями Скрябина. Можно с уверенностью заметить -  это не произвольное впечатление мастера колокольного звона. В дневнике Сараджева названо около 30 сочинений, причем перечень содержит произведения от самых ранних до наиболее сложных в гармоническом отношении: от мазурки до  таких,  как поэма «К пламени», написанная  Скрябиным в   1914 г. Объяснение находим в том,  что   Скрябину, так же как Сараджеву, «было тесно в фортепианной клавиатуре», и к тому же выдающийся русский композитор очень интересовался колоколами, которым Сараджев посвятил свой труд под названием «Музыка-колокол».
       Но вернемся к цвету.
   Представьте, опубликованы таблицы «цветотональных ассоциаций» композиторов  А.Н. Скрябина, Н.А. Римского-Корсакова, Б.В. Асафьева.  К примеру,  звук «ре» виделся всем троим в  оттенках желтого, солнечного цвета. В то же время тональность «ре мажор» К.К. Сараджеву  представлялась темно-красновато - о р а н ж е в о й. Наверное, приоритет «более точного звуковосприятия в цвете» принадлежит Константину Сараджеву, ведь его уникальный абсолютный слух   различал  1700 (!) звуков  в октаве - это в 10 раз   выше, чем в норме. 
    Среди удивительных способностей этого  талантливейшего музыканта назовем еще одну. Он  не только видел  цвета  музыкальных нот,    созвучий,  но и слышал ...тональности людей, даже на фотографии! Вот факт из воспоминаний  Анастасии Цветаевой, сестры выдающейся  поэтессы.
     Во время первого посещения   «Котик Сараджев» (так ласково называли его в этом доме) ощутил звучание «ми 17 бемолей»  - это возле фотографии  юной Марины Цветаевой... «И опять!» – уже совсем восхищенно воскликнул он, оказавшись рядом с  рамкой, где  изображена поэтесса, уже лет тридцати ( с мужем и дочкой). «Это удивительно! Основное звучание комнаты!» – заключил он...
     Остается  добавить «ноту современности». Попробуем протянуть нить от малинового звона к теперешней эстраде. Ныне столько ярких беспорядочных  лучей мечутся по сцене, сопровождая специфическое «поп-пение» эстрадных звезд! И кажется иногда, что  трепещущие лучи пытаются  потоками и водоворотами света отыскать ноты забытой поэзии цветомузыки Скрябина  и  красно-малиновой  гармонии  колокольных звонов  Сараджева ... 
      А ноту оптимизма от автора сей статьи  можно добавить в виде сообщения  о том, что колокольные концерты «случаются» в наш век. На одном из таких, на берегу Волги, у стен церкви Святой Троицы в Саратове, мне довелось побывать осенью 2003 года. Организатором концерта был преподаватель  консерватории профессор Ярешко Александр Сергеевич. Возможно, вам уважаемый читатель посчастливилось присутствовавать  на  «соревновании» звонарей  у нас в Украине, в Луцке, например?  Или в дальнем зарубежье? Напишите мне, пожалуйста,  об этом.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.337 сек..