Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Психология

УМЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?

Автор: N.Gavr
Добавлено: 2007-12-09 11:59:43

     Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют»…

     Мы слышим много, а прислушиваемся  лишь к  незначительной части того, что слышим. Слушание – это не только  желание услышать собеседника, но еще и  тяжелый труд, поэтому нам трудно слушать долго. И все же - надо, особенно  для установления  контакта, для пользы дела, для получения информации. Умение слушать очень важно при неформальном общении, когда люди выражают свои  настоящие чувства и истинные установки. Средства эффективного  общения  можно совершенствовать, используя  визуальные  (зрительные ) контакты и язык жестов.
     По мнению психологов, человеческое  общение на ¾ состоит из  речевого контакта, который  включает речь и слушание. При этом, оказывается, что человеку более свойственно говорить, а не слушать. Сомневаетесь?  И напрасно, вот некоторые цифры.
     Любопытно, что когда разговаривают  лица разного пола, то  мужчина перебивает женщину  почти в два раза чаще . Мужчины  слушают внимательно  10-15 секунд, а затем начинают слушать самих себя  и искать, что можно добавить к предмету разговора . Слушать самого себя  считается привилегией чисто мужской, которая связана с уточнением существа беседы  и приобретением навыков  решения проблем. Поэтому  мужчина прекращает слушать и сосредотачивается на том, как бы прервать разговор – мужчины склонны быстрее замечать ошибки по существу беседы и слишком быстро давать готовые ответы.
     Женщины скорее видят собеседника, как личность,  и понимают его чувства. Они реже перебивают собеседника, если  же перебивают их,  то женщины  возвращаются к теме того вопроса, на котором их остановили.
     Но и мужчинам и женщинам свойственны  различные стили слушания,  в зависимости  от служебного и ролевого статуса собеседников.
     Напоминаем, что вообще лишь некоторый  процент услышанного  будет правильно «декодирован» (то есть понят так, как вам хотелось бы ) и еще меньшая часть  словесной информации отложится в памяти, особенно в  долговременной . Человек склонен  слышать то,  что ему хочется,  и на что он настроен. Остальное – он не очень-то слышит.
     А теперь приготовьтесь «правильно» слушать и говорить (чтобы быть эффективно услышанным) – с точки зрения наблюдательных и аналитичных  психологов.
     Во-первых, если  вы хотите быть хорошо услышанным, нужно обращать внимание не только на самое речь, но и на такие сопутствующие:  поза собеседника, жесты,   манера ведения беседы. Итак, сначала заметим:  благоприятное впечатление складывается о собеседнике, если он смотрит на вас, а не отводит взгляд в сторону. Разумеется, не стоит усердствовать, пристально и безостановочно сосредоточив взгляд  на  лице говорящего. Такой взгляд можно истолковать как назойливый, недоверчивый…
     Теперь о позе. Если собеседник слегка наклонился по направлению  к вам, можно надеяться, что  «он – весь внимание». А если вы заметили, что поза изменилась на расслабленную или ( что   хуже) - человек развалился  в кресле, то это означает, что вы уже утомили  собеседника либо вас слушают подчеркнуто  без интереса. Скрещенные на груди руки  выдают оборонительную  позицию,  а  руки на бедрах говорят о  пренебрежении.
     Можем ли мы изменить манеру слушания?  Да. Специалисты  обучают приемам   общения и навыкам слушания . Психолог И. Атватер, например,  для “раскодирования”  собеседника (и выявления точного смысла высказываний, и благоприятного ведения  разговора)   советует использовать четыре вида, так называемых, рефлексивных  ответов: 1/ выяснение, 2/ перефразирование, 3/ отражение чувств и 4/ резюмирование. Такие  уточняющие вопросы-ответы  строятся на основе эмпатии  - сопереживания и проявления  понимания чувств  другого человека.
     Он рекомендует отдавать предпочтение  “открытым” вопросам.
     Примером “выяснения”  может служить такая форма открытого вопроса: “ Я не понял, что вы имели в виду…”
     «Перефразирование» целесообразно начать словами: “Как я понял вас...” Или же: “Другими словами…”
     В пункте  третьем («отражение чувств»)  психолог предлагает примерно формулировки: “Верно вы чувствуете…” “Вы несколько расстроены…”
      И наконец, “ резюмирование“. Здесь предполагается  предусмотреть действие  со стороны слущающего: “Вы полагаете,  что  нам следует...”
     Согласитесь,  что внимание слушающего, выраженное в правильной  форме, наверняка  поможет высказаться    говорящему ,  а также будет  способствовать  позитивному ходу  и завершению  беседы.
     И помните:  умение слушать требует гибкости при выборе стиля,  с учетом  особенностей собеседника , а также обстановки, в которой происходит общение.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.116 сек..