Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Социум

Сценарии глобализации и решения Страны Восходящего Солнца

Добавлено: 2016-08-21 15:50:42

    Помнится еще  Фридрих  Ницше, в ХІХ веке, а затем Шпенглер,  Ясперс и другие отказались от понимания всемирной истории человечества как единого поступательного процесса, в котором нет движений вспять. Они признавали, что каждая эпоха или культура имеет свой вектор развития и при этом не исключена  возможность регресса  в виде собственной  идеи неповторимой жизни души нации или  этноса. Ныне человечество вступило в фазу глобализации - в виде глобальной технологизации, прежде всего. Процессы интеграции,  все глубже затрагивающие социальные, политические, экономические отношения ,  имеют тенденцию объединения  в некие единые социально-экономические и политические системы и союзы Такие процессы сопряжены иногда с претензией дальнейшего образования мирового господства определенных кругов. Ход  развития глобализации таким образом таит в себе и опасность потери свободы самоопределения  для отдельных  самобытных культур, этносов. При тоталитаризации технократии, навязывание абсолютной и  абстрактной  ценности- самоцели  человечества может  не совпадать с потребностями развития отдельных культурно-исторических единиц  ( таких, как государства. нации, этносы). Лишение их свободы выбора  собственных давно сформированных  ценностей,   может означать  антигуманность по отношению некоторых из них. К тому же приведение  всего  духовного многообразия культур, с  их   неповторимыми смыслами  - к  единой  рациональной системе управления наталкивается на  сопротивление отдельных этносов, государств - тех, которые не желают терять свою специфическую культурную идентичность.  В этом случае проблемы   из сферы материального производства постепенно перемещается  в  духовно-культурные сферы. Возможны варианты  и регресса в  духовно-культурной сфере.

 

    Представляется интересным взглянуть на опыт  Японии, где издревле, по крайней мере с VII в.,  прослеживается  яркое  соотнесение территории Японии с востоком и солнцем ,  к которому  причастны приверженцы всех основных течений мысли: конфуцианцы, буддисты, синтоисты. Все они  исповедовали географический детерминизм, полагая, что земля Японии изначально расположена самым благоприятным образом, и этот фактор является определяющим для «правильного» государственно-политического устройства страны. Кстати в вопросе,  каким быть национальному флагу, во второй половине XIX в. выбор был сделан в пользу солярного знака - глубоко укорененного в японской культуре символа, включающего и повышенную  самооценку сознательно формировавшейся страны-нации и отвечающего требованию уникальности. Несмотря на коренные и многосторонние новшества, предпринятые  еще при императоре Мэйдзи (правление 1867-1912), страна сохранила свой солнечный образ.

   В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. термин «глобализация» (гуробаридзэсён, гуробарука, тикюка) появился в лозунгах японских корпораций, а также в министерских директивах и перспективных планах правительственных  организаций. В правительственных документах этот термин стал использоваться для формулировки программных установок и целей (, которые в какой-то степени уже достигнуты).

В частности, ответ японского правительства на вызовы глобализации нашел свое выражение в курсе 90-х гг. на интеграцию японской экономики в глобальную экономику и приведение в соответствие с глобальными стандартами (под которыми подразумевались западные стандарты) всех сфер жизни, и в особенности, системы образования -  с целью формирования личности, способной успешно функционировать в условиях глобального мира.

Одним из первых шагов в этом направлении было создание кабинетом премьер-министра Обути Сэйдзи в 1999 г. программного документа развития страны на ближайшие десять лет под названием «Желаемое экономическое общество и политический курс, ориентированный на экономическое обновление» («Кэйдзай сякай-но арубэки сугата то кэйдзай синсэй-но сэйсаку хосин»). Подготовкой  доеумента занимались специально созданные комитеты, в том числе и комитет по глобализации. Этот документ рассматривает глобализацию как одно из важнейших условий, к которым японская экономика должна успешно приспособиться, чтобы достичь экономического роста и процветания. В качестве программной цели этот документ провозгласил создание «экономического общества», адекватного глобализации. Аавторы  документа провозглашают глобализацию как явление благоприятное для национального благополучия при условии, если Япония сумеет приспособиться к ней и реализовать свои возможности. Принят курс на максимальную дерегуляцию экономики под неолиберальными лозунгами. При этом провозглашалась необходимость фундаментальной трансформации не только бизнеса, но и общества в целом, в том числе общественной морали и социального поведения. Идейные основы экономики, соответствующей глобальным стандартам, по мнению авторов документа, диктуют отказ от существовавшего ранее стереотипа «корпоративного человека». Предполагается  большая свободы личности и творческой инициативы. В соответствии с текстом документа, «природа отношений между компанией и ее служащим должна измениться в сторону контрактных взаимоотношений. Служащие  должны оцениваться не  в зависимости от их преданности или по каким-то подобным  параметрам, а только по результатам их труда. В результате компания не должна быть  главным центром, с которым служащий себя соотносит на всю свою жизнь..

В качестве насущной задачи выдвигалось формирование нового типа общества - общества свободных и независимых индивидов с четкой рыночной ориентацией. Идея неолиберального общества, которая ранее была чужда японскому мировосприятию, легла в основу проводимых правительством структурных реформ  - уже без  системыа пожизненного найма, как это было ранее. . Вместе с тем децентрализация и либерализация экономики способствует тому, что подобные правительственные директивы носят скорее рекомендательный характер, поскольку механизмы их реализации практически отсутствуют. Интересен пример глобализации в области образования. Читаем  выдержки из текста «Проекта резолюции по проблемам международных школ, направленной на создание системы образования, соответствующей эре глобализации» Кэйданрэна от 14 июня 2002 г.: «Распространение системы рыночной экономики, революция в информационных технологиях и другие трансформации значительно ускорили движение в направлении глобализации, подталкивая нации всего мира к жесткой конкуренции ради выживания. В этой ситуации существуют опасения, что Япония окажется в хвосте глобализации. Один из факторов подобного отставания заключается в том, что у Японии нет национальной стратегии для участия в глобализации и что вместо нее есть скопированные международные стандарты или просто стандарты, разработанные где-либо еще. Важно, чтобы Япония немедленно создала стратегию трансформации в государство, признанное миром как инициативная, глобально ориентированная нация, и превратило своих граждан в сообщество талантливых, космополитичных людей, в высшей степени востребованных благодаря своему глобально ориентированному набору ценностей»

   Существуют четыре базовых сценария глобализации.

    Вестернизация понимается как культурная ассимиляция «центральной цивилизацией» немодернизированных территорий, формирование гомогенизированной культуры на основе ценностей либерализма и универсализма. 

   Фрагмеграция (термин, введенный американским исследователем Дж. Розенау) обозначает комбинацию фрагментации и интеграции, переформатирование и укрепление блоков и союзов национальных государств.

  Локализация - консолидация этнических и цивилизационных общностей на основе фундаменталистских идеологий, проводящих политику культурной изоляции как  формы социальной и культурной толерантности.

    Глолокализация – яркий пример выбора японской бизнес-элиты. Акцент делается на синтезе модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации. Синтез происходит при взаимообогащении культур.

 

    Глокализация  в Японии находит подтверждение и в  социальной практике  и в  гуманитарной сфере. В этом  -  ответ  Японии на вызовы глобализации, грозящей обезличить национальное культурно-цивилизационное своеобразие. Японцы мыслят политическое устройство страны в терминах западной цивилизации и в контексте западных демократических и либеральных ценностей. Вместе с тем в цивилизационно-культурном контексте японцы совершенно отчетливо ощущают себя частью дальневосточной цивилизации, базирующейся на конфуцианско-буддистском комплексе. При всей эклектичности подобного вида симбиоза не возникает глубоких противоречий внутри этого комплекса. Массовый конфессионально-культурный фундаментализм - в отличие от исламского мира - едва ли мыслим в современной Японии.

 



Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.036 сек..