Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Самопознание

СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ: сверхестественное или необъяснимое?

Добавлено: 2008-09-16 17:45:37

   Так например  астроном  Фламмарион вспоминал:  во времы  работы  над книгой об атмосфере, как раз  в тот момент, когда он писал главу, посвященную силе ветра, неожиданный порыв вынес все его записи  через окно.
   Физик Вольфган Паули, известный автор «принципа  исключительности», всю жизнь  подвергался   явлению, которое его коллеги назвали  «эффектом Паули»: каждый раз, как только ученый  переступал порог лаборатории, что-нибудь падало и вдребезги разбивалось.
   К типичным примерам синхронистичных событий  психологСтанислав Гроф относит  часто встречающееся в напряженные периоды жизни человека  нагромождение  опасных ситуаций, которые  вызваны другими людьми и внешними событиями. Гроф полагает: эти ситуации исчезают также таинственно,  как появились,  когда  субъект подходит к  смерти «эго», и начинается возрождение.
    Различные феномены подобного рода классифицируются следующим образом:
  1)    Совпадение переживаний наблюдателя с происходящим в этот момент неподалеку событием, при котором наблюдатель лично не присутствует (но его психическое состояние полностью отвечает содержанию этого события).
  2)    Совпадение состояния наблюдателя с событием, проис­ходящим в то же время, но на большом удалении.
  3) Совпадение психического и ментального переживаний с событием из будущего (реальность его может быть установ­лена только впоследствии).
   Среди примеров, приводимых  Юнгом, отметим известный факт из биографии шведского ученого и писателя Сведенборга, внезапно«увидевшего», что горит Стокгольм: в тот момент писатель находился в гостях, далеко от этого города, а истинность произошедшего подтвердилась на следующий день в газетной  публикации.
     А вот любопытный фрагмент из переписки другого писателя,  Гоголя.    Николай Васильевич сознавался  в письме  С.П. Шевыреву: « Иногда с и л ой   в н у т р е н н е го   г л а з а   и   у х а (разрядка –Авт.)  я вижу и слышу время и место, когда  должна выйти в свет моя книга; иногда  по тем же самым причинам, почему бывает ясно мне  движение души человека, становится  мне ясно и движение массы». Здесь - та самая, обусловленная внутренним состоянием, синхронистичность, которая  находится в ряду таких  явлений как предчувствия, предсказания, телепатия, ясновидение…
     Показательны примеры синхронии из  врачебной практики Юнга. Как  единственный в своем роде, он приводил«случай со скарабеем», когда     кризисное состояние пациентки  удивительным  образом  совпало с ее  сновидением и  последующим происшествием.
   Этой ночью ей приснилось   вручение  ювелирного украшения в виде золотого скарабея. Когда она рассказывала  сон психоаналитику,   Юнг услышал тихий стук в окно. Он обернулся и увидел довольно большое насекомое, которое билось о стекло. «Я тут же открыл окно и поймал насекомое... Это был скарабееподобный жук или хрущ обыкновенный, желто-зеленая окраска которого очень  напоминала цвет золотого скарабея»,- вспоминал он. «Я протянул жука моей пациентке со словами: „Вот ваш скарабей”»… По мнению классика психоанализа, в  критических ситуациях  человека, как правило, посещают архетипические (имеющие давнюю историю) сновидения-образы. Так, скарабей - классический символ  нового (повторного) рождения . Женщине приснился  этот символ,  когда  ее  длительное лечение зашло в тупик  (Юнг был уже третьим психотерапевтом), и  наконец-то  наметился выход. Учитывая символизм египетского скарабея, Юнг  был убежден, что  после этого переломного происшествия «лечение могло принести удовлетворительные результаты».
   А вот пример, когда нет очевидной  одновременности протекания определенного психического состояния с внешними событиями, которые выглядят смысловым аналогом субъективного состояния.  Речь пойдет о другом пациенте Юнга  и предчувствиях  его жены.
      Смутный страх у супруги пациента, направленного Юнгом  на дополнительную консультацию,  вызвала  стая птиц, прилетевшая на  крышу их дома. Анализ  ситуации  показал, что женщина определенно не могла заранее испытать осознанный страх, основанный на  серьезных  опасениях - так как боли в горле, по поводу которых Юнг направил ее супруга на консультацию, не относятся к таким, которые заставят дилетанта заподозрить нелад­ное. Однако, как написал Юнг,  «бессознательное зачастую знает больше сознания», и вероятно, потому зародилась угроза смертельной опасности - когда  была  замечена  стая птиц. Наряду с зависимостью от этого  внешнего события, «психе»  была задействована еще до этого: когда-то женщина рассказывала Юнгу, что за окном комнаты  в момент смерти   матери и бабушки собиралось множество птиц.  (Заметим, что в  древнем Египте  «ба» или душа  считалась птицей;  и души вавилонян в аду «были облачены в перья»). Вероятно, в  бессознательном героини этой истории действительно сложился архетипический  комплекс (птица-душа) и потому  словно возникло «знание»  того, что  смерть супруга  уже близка. В этом примере синхронистичности стая птиц   вызвала  образ-воспоминание, а истолкование птиц, как зловещего предзнаменования, было основано на двух предыдущих событиях-совпадениях  и снова подтвердилось - когда    в дом внесли внезапно умершего на улице супруга этой женщины.
    Юнг справедливо отмечал, что  эмоциональное состояние может изменять пространство и время... «Такая  возможность  возникает, когда «психе» наблюдает не  внешние тела, а саму себя». Именно внутренняя сосредоточенность может вызвать почти в каждом из нас мифическое-архетипическое  - в  сновидениях,  некоторых представлениях-приметах, предчувствиях.
      Юнг поясняет: эмоции могут вносить такие изменения,  при которых определенное сужение сознания производит  усиление бессознательного. «Это особенно заметно в  случаях сильного аффекта: тонус  бессознательного повышается,  в результате  возникновения градиента, бессознательное течет в сознание. И тогда оно оказывается  под давлением инстинктивных импульсов  и содержаний  бессознательного». Главными в этих импульсах являются архетипические комплексы  и символы (скарабей – возрождение, птица – душа умершего и т.д.). Как  слепок значимых эпизодов,  архетипы могут выступать фрагментами как  исторического, так и личного прошлого.
     Интересно мнение исследователя-этнографа   Леви-Стросса, который писал: «Я считаю, что ничто другое как мифология, может представить объективированную мысль и эмпирически доказать ее  реальность». Эту формулу, наряду с Юнгом, подтверждал в своей психоаналитической практике Зигмунд Фрейд, находя  в мифологических  образах-сновидениях ключ к решению психологических проблем   и комплексов его пациентов.
    Что касается необычных, «паранормальных»  способностей, Карл Юнг ставит знак равенства  между  «непосредственностью психических  образов» и  необъяснимым  «знанием». Он утверждает, что это знание «имеет  в основе  свои  познаваемые  причинно-следственные  связи» - с  неким глубинным  архетипическим  содержимым. И можем заметить, что, оно, выступая неким символом прошлых событий, может иметь проекцию  в будущее. 
    Размышляя о механизмах и движущих силах синхронистичных явлений, Юнг задавался вопросом: « Как может  отдаленное  во времени  и пространстве событие создать соответствующий психический образ, когда  передача необходимой  для этого энергии вообще не укладывается  в нашей голове?» Он понимал, что  феномен синхронистичности  несовместим  с традиционным научным  мышлением и, неоднократно   возвращаясь на протяжении  своей  творческой жизни к вопросу синхронии,  в   перспективе предрекал «подготовку сознания  и к восприятию идей откуда-то из протекающих вне его потоков»...
   К настоящему времени  уже немало написано  о различного рода потоках, полях  и  энерго-информационных сигналах.
    Размышления о мировом информационном  поле космонавта В.  Комарова, о возможности взаимовлияния информационных потоков Вселенной и человека  у В. Сокольского, уверенность в  способности людей  подключаться к полю сознания и получать из него информацию - в монографии Н.Г. Голубевой   и М.В. Курик, можете найти на этом  сайте в работе  ВЕСТИ ИЗ БУДУЩЕГО - «полевые феномены» ? 
  Вариацию трактовки поля в  виде « внепространственной вневременнойсубстанции, подобно динамическому вакууму», которая является «всеоб­щим банком информации живого вещества планеты» находим в книге В. Бойко.Он предполагает, что поле — это следующий этап развития, третья сигнальная система, форми­рующаяся постепенно. В унисон с Юнгом этот современный автор  о явлениях синхронистичности  замечает  следующее.
    «Общим у всех этих отдаленных от субъекта во времени и пространстве явлений оказывается полная эквивалентность (смысловая или материальная) с тем, что он узнает «ниоткуда» или просто чувствует. Явления эти возможны при двух усло­виях: либо какой-то фрагмент психики индивида независим от пространства-времени, либо он встроен в «гло­бальную и пока неизвестную нам систему взаимодействий». Можем заметить: этой системе в других выше приведенных источниках так или иначе соответствует некое единое энерго-информационное  пространство-поле.  Можно сказать, «играя» в этом поле по своим  законам, наше многомерное бессознательное  забивает в ворота  сознания  всевозможные отражения - и  окружающего мира, и  внутреннего продукта переработки информации , и даже …  отзвуки  Вселенной!
        Возвращаясь  к началу статьи,    и  к «акаузальным   смысловым совпадениям» ( по одному из   определений Юнгом синхронистичности),  можем согласиться  с класиком: «”Psyche” обладает  специфической природой,которую нельзя свести к чему-либо другому”... 
    Загадки психики и тайны нашего бессознательного, обострение размышлений над которыми вызвал   выдающийся  психоаналитик, сохраняют зоны не до конца познанного - пока  что. Ни структура и физиология  мозга, ни достижения в познании тайн Вселенной  не в состоянии объяснить  в полной мере  психический  процесс, и  приходится согласиться с Юнгом: ”Psyche”    обладает  специфической природой, которую нельзя свести к чему-либо другому”. Потому позволительно строить свои догадки и  схемы, объясняющие явления  синхронистичности.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 0.421 сек..