Нина ГАВР - Гавришова Нина Андреевна, журналист, кандидат биологических наук. Персональный сайт. Мысли, размышления, анализ, советы, народная мудрость.

Записки журналиста

Статьи: Самопознание

«Крещение: истоки тысячелетней мифологии»

Добавлено: 2009-01-15 11:53:20

    Издревле на Украине за "люнарный" месяц до праздника  рождения воды ( люнарный месяц состоял из трех недель по девять дней плюс еще три дня.-Авт) отправлялись брать воду там,  где сливались три или две реки (либо ручья,  потока).Такой «святой водой» освящали  жилище, и она сохранялась целый год.

   Элементы, связанные с культом воды,  животворящей силы богини Даны, ученые усматривают в более поздних обрядах "коляды", "щедрого вечора",  которые  поныне  сохранились во многих украинских селах.В Украине,  в зимний праздник Коляды, начиная 24 декабря, отмечалось сотворение мира и нового времени.   А с принятием христианства в Украине-Руси одним из главнейших праздников зимы становится Крещение  Господне.  О  Крещении, празднике Света и Просвещения "сидящих во тьме ми сени смертной" говорится во всех четырех Евангелиях. Повествование таково.

   Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, проповедуя покаяние в грехах,  крестил народ. И потребовал, чтоб Иоанн крестил Его. Когда Иисус вышел из воды и молился, отверзлись Ему небеса,  и Дух Святой в виде голубя сошел на  Него.  И  послышался глас с небес глаголящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение».

   Это празднование именуется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица:  Бог Отец ("о  Сыне глаголющий"), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

   Отношение к празднику Крещения  всегда было  особенно  трепетным. Ведь  с ним связано чувство очищения от греха,  обретения новой, духовной и защищенной от зла,  праведной христианской жизни. И в этом  празднике очевидна мистическая связь с водой,  как основой святости.  Иногда проводят символическую параллель между водой и Престолом.

   К тому же в раннем христианстве символом веры был  не  только крест,    который     поначалу     был     похож    на    букву алфавита, где в  начертании легко усмотреть знак слияния двух или трех потоков,  о котором упомянуто выше.  Наряду  с вариациями символа Христа  авторы истории иконографии отмечали тождество этого знака и  символа  рыбы…

   В не столь отдаленном прошлом украинские селяне верили, что в полночь перед крещением ( "Водохрещами") вода в реках  "волнуется". Находились такие смельчаки, которые ходили к реке, чтобы увидеть это собственными глазами.Что им виделось - мы не знаем  достоверно...  А поныне сохранилось  не менее отважное обыкновение - прыгать в студеные воды  проруби,  по случаю  праздника  Крещения и во имя обретения новой,  очищенной жизни.  Не забыта и традиция сохранения святой воды - аж до Пасхи, хотя изменился ритуал ее освящения.

   Стало необязательным искать, как в седую старину, такое  место, где сливаются  три или два потока.  Символический знак Креста и Крещения стал  привноситься иначе,  приближаясь  к  Евангелиям.

   Наиболее распространенным в Украине стало хождение всем селом (и стар,  и мал) с процессией "на Водохрещу (Йордань) " к  реке, где заранее был вырублен крест изо льда а  рядом с ним установлен "Престол" - возвышение,  украшенное еловыми или сосновыми ветками...Допускается  освящение воды и непосредственно в День празднования, 19 января по новому стилю.

   Главное - освятить воду в реке Крестом, и эта вода, безусловно,  будет оставаться святой до самой Пасхи. Особенно - если освящена серебряным Крестом и хранится рядом с иконой или за образами.

   Несколько сложнее  - с вопросом о том,  как именно "омываться водою святою" при крещении. Митрополит киевский Петро Могила написал специальный трактат,  обосновывая мысль о том,  что именно обливание,  а не обрызгивание при крещении необходимо для очищения  от грехов.  А в наше время в западной Украине верующие баптисты, отправляются к реке для акта перекрещивания, обращаясь к букве "Евангелия" и к прадавней  исторической памяти, знаменующей истинный обряд крещения. Здесь напомним, что и во Владимирском  соборе,  построенном   в Киеве в честь крестителя Украины-Руси, была посроена специальная  мраморная крещальня для исполнения обряда  в духе предписания Петра Могилы.

   Крещению самого Иисуса Христа в иконописном искусстве средневековой  Украины,  как и России,  отведено должное место:  сюжет крещения всегда находился в "праздничном" ряду иконостаса.  Иконописная схема византийского канона оставалась неизменной. Варьировалось лишь толкование образов и фигур, их одежд и окружающей природы - в соответствии со стилем эпохи.

   Однако, не в отдельных деталях, а в  вере суть.

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Добавить в избранное Добавить в Google - Закладки Добавить в Яндекс.Закладки Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Мой Мир Добавить в Мемори Запостить в ЖЖ Запостить в блог на Liveinternet Поделиться на WOW.ya.ru 0
Нравится
URL
HTML
BBCode


Оглавление   |  На верх


Nik (заполнить обязательно)
Ваш E-Mail Используется только для того что бы вы знали где и какую сделали запись
Комментарий
HTML-теги Вырезаются!!! _SOOBDELHTML2_ (pdf, object, swf)
* Введите защитный код из символов, отображенных в виде изображения.
Если вы не можете прочитать код с изображения, нажмите на изображение для генерации нового вида кода.
 

Страница сгенерирована за 9.253 сек..